Усадьба Царицыно знаменита, прежде всего, своей печальной судьбой. Живописная усадьба князя Кантемира, с неподобающим ее красоте названием "Черная Грязь" привела в восторг императрицу Екатерину II во время ее прогулок из села Коломенское.
Царица покупает село у старого князя и переименовывает
"Черную Грязь" в "Царицыно".
"На Коломенское теперь никто и смотреть не хочет", - пишет в Париж императрица своему постоянному корреспонденту барону Гримму. "Я его назвала Царицыным, и по общему мнению это сущий рай".
В другом месте она пишет: "...против Царского села Коломенское все равно что дрянная пиеса в сравнении с трагедией Лагарпа".
И это несмотря на то, что до этого Коломенское ей нравилось и она там долго жила - матушка была весьма непостоянна в симпатиях.
Строительство новой усадьбы поручается одному из ярчайших русских архитекторов
В. И. Баженову. Он возводит большой дворец с сопутствующими корпусами во вкусе самой затейливой архитектуры.Однако денег не хватает и архитектор забрасывает царицу письмами с просьбой о встрече для обсуждения дальнейших планов строительства.
Неожиданно, в мае 1785 года императрица со свитой приезжает в Царицыно и выражает категорическое неудовольствие и постройкой и архитектором.
Дворец было приказано сломать, архитектора отлучить от царских заказов. Тем самым была сломана и дальнейшая его судьба. Зная неудовольствие императрицы, никто не решался заказывать у опального архитектора. Вертикаль, блин.
Новый огромный дворец, было поручено строить другому талантливому архитектору
М. Ф. Казакову. Однако, строительство тянется вяло, интерес к Царицыно у императрицы давно угас. К моменту ее кончины в 1796 году дворец был подведен под крышу, но отделочные работы даже и не начинались. Они так никогда и не начались. Бывшая Черная Грязь — ныне Царицыно — вновь погрузилась в забвение.
Шли годы и даже столетия, недостроенный дворец ветшал и постепенно разрушался. Менялись цари, фавориты и генерал-губернаторы Москвы (мэры, по нашему), но никому не было дело до пропадающего шедевра. Надо сказать, что царский режим, несмотря на патриотическую риторику, к русской культуре относился более чем равнодушно. Удивительно что и советский режим не предпринимал никаких усилий для сохранения памятника, даже из идеологических соображений. Ведь даже в школе усадьбу Царицыно преподносили в качестве примера того, как "проклятый царский режим" губил отечественные таланты.
Более того, строения усадьбы использовались альпинистами для тренировок в скалолазании, что может лично подтвердить автор этих строк. Разумеется это не способствовало сохранению памятника.
Наконец, главой Москвы стал
Ю.М. Лужков. Ему было дело до всего и разумеется мимо такой драгоценности, как царицынская усадьба он пройти не мог. Встал вопрос - законсервировать развалины, как например в Риме или восстановить. Правда во втором случае, речь могла идти даже не о восстановлении, а о стилизации. Т.е. постройки в том же стиле, т.к. кроме обветшалых внешних стен там ничего уже не было. Но, как известно, Юрий Михайлович "творец", а не "консерватор", поэтому был принят второй вариант.
Что из этого получилось можно прочитать в литературе, посмотреть фотогалерею этого сайта, а лучше съездить самим.
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно можно условно разделить на две части:
Архитектурный ансамбль.и
Пейзажный парк. Основная часть Архитектурного ансамбля, с его доминантами Большим дворцом и цветомузыкальным фонтанм, расположена у
Главного входа в парк. Ее можно рекомендовать для первого посещения парка и особенно для гостей столицы, у которых есть только один день для посещения этого замечательного места. Данный раздел посвящен именно Архитектурному ансамблю, для однодневной экскурсии.
Парк Царицыно на карте
Расположение парка
на общей карте Москвы
Адрес: ул. Дольская, д.1
Район - Бюрелево-Восточное, Орехово-Борисово северное (ЮАО)
Парк Царицыно на карте
Доехать до парка просто:
К Главному входу - ст. метро "Царицыно", далее пешком.
Можно также доехать до
м. "Орехово", но тогда к павильонам придется идти через парк. Впрочем для любителей прогулок это дополнительное удовольствие.
Однако, лучше всего войти в парк именно через
Главный вход.
Проход к парку от ст. метро "Царицыно"
Выход из метро по ходу поезда (если из центра). После дверей 10 метров вправо, и в туннели свернуть налево. По туннелю 20 метров и налево по лестнице на улицу
Вы вышли из
ст. метро «Царицыно». К сожалению никаких указателей к парку нет, по крайней мере я не видел. В отличии,кстати, от Коломенского, где вас ведут прямо за руку.
Итак, вышли из метро на довольно узкую улицу между палатками железнодорожной насыпью, далее налево к ж.д. мосту. Пройти через нагроможнения палаток и толпу небритых личностей, предлагающих всякую дрянь, в том числе и противозаконную. Слава богу, итти недолго, метров пятьдесят.
Входите под железнодорожный мост и через узкий (двум детским коляскам не разъехаться), заполненный людьми тротуар протискиваетесь под железной дорогой. Далее переходите узкую улицу и вы на площади перед Главным входом. Поздравляю.
И вот, после всех описанных ужасов вы видите вход в прекрасный парк. Впечатление такое, как будто прошли через грязный, заплеванный подъезд в роскошную квартиру.
Входные ворота в парк
Проходите через ворота и попадаете в сказочную страну.
Вид на парк со стороны Главного входа (от м. Царицыно). На первом плане остров-«подкова» «Среднего» Царицынского пруда с сооруженном на нем фонтаном. Ажурный металлический мост соединяет остров с "материком". За лесом видны башни Большого дворца и слева церковь с таким длинным названием: "Иконы Божией Матери Живоносный Источник".
Цветомузыкальный фонтан на острове «Среднего» Царицынского пруда. По задумке, он меняет подсветку и высоту струи в такт музыке. Но это не всегда. Когда были сделаны эти снимки подсветки и музыки не было. Однако высота менялась, по его фонтанову хотению.
Конечно при создании дворца никакого фонтана не было. Это подарок из XXI века от Юрия Михайловича.
Пейзаж, достойный Версаля.
Большой Царицынский дворец является основным сооружением Царицынского дворцово-паркового ансамбля и именно он определил ее трагическую судьбу (не понравился матушке Императрице).
Своими очертаниями он несколько напоминает Зимний дворец в Санкт-Петербурге, только расцветка другая..
Кавалерские корпуса
Кавалерские корпуса — условное название трех небольших сооружений, построенных в одном стиле. Почему они так названы неизвестно. Кавалер (фр. chevalier — шевалье), дворянин то есть. На протяжении всей истории корпусов никакие "кавалеры" там и не ночевали. Но домики очень красивы и разнообразны, несмотря на единый стиль.
1-й Кавалерский корпус
Корпус, вероятно, предназначался для прислуги. В XIX веке за ним закрепилось ещё одно название - "Управительский дом". Хотя настоящий, несохранившийся, управительский дом находился в другом месте.
1-й Кавалерский корпус - самое маленькое здание усадьбы.
2-й Кавалерский корпус
Иногда его называют «Лакейский дом» или «Восьмигранник» по форме планировки.
Повидимому корпус строился для дворцовой прислуги; в одном из отчётов Баженова здание именуется «Лакейским домом». То есть изначально никаких "кавалеров" в нем не предполагалось.
3-й Кавалерский корпус
Предполагается что здание строилось для проведения увеселений в кругу особо приближённых придворных, а также как уединённый кабинет императрицы.
В XIX веке Третий Кавалерский корпус был перестроен внутри и приспосабливался под трактир, гостиницу, дачу. С 1927 по 1937 год здесь размещался историко-художественный, а затем краеведческий музей с богатой коллекцией живописи, мебели, предметов дворцового убранства.
Позднее в здании устроили дом культуры. А сейчас уж не знаю, что там.
Церковь во имя Иконы Божией Матери Живоносный Источник основана в период владения Черной Грязью боярами Голицыными (1684-1689). Первоначально была деревянная. Каменная церковь была построена в 1759-1765 гг. Посвящена иконе, которая как считают, излечивает от физических недугов.
В 1932 г. церковь закрыли, а церковную утварь разграбили. В 1989 -1990 гг. церковь отреставрировали и передали РПЦ. В церкви сохранились барочная лепнина XVIII — XIX вв и росписи XIX века.
В архитектурном плане бело-голубая церковь выпадает из общего комплекса бело-красных зданий парка и кажется чужеродным элементом.
Галерея с аркой. Расположена между Хлебным домом (слева) и Большим дворцом.
Баженов называл это сооружение
«ворота и ограда между кухни и крайняго дворца великого князя» или «гальлерея и ворота от кухни к дворцам».
По ее конструкции видно, что галерея не предназначена для сообщения между этими двумя постройками и повидимому сделана "для красоты". И действительно, красива. Вот только почему она галереей называется Галереи, именно служат для прохода, а это сооружение правильнее называть забором или более изящно - изгородью или солидно - стеной.
Проходим Арку и видим скульптурную группу.
Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову
Памятник был открыт ко дню города Москвы, 1 сентября 2007 г. Автор памятника Леонид Баранов. Композиция поставлена между Большим дворцом и Хлебным домом. Архитекторы изображены вместе, хотя строили дворец порознь - сначала Баженов, затем после его отставки Казаков. И оба не достроили.
На памятнике - слева Василий Баженов со свернутыми чертежами, а справа — Матвей Казаков со шпагой и шляпой подмышкой. Между архитекторами установлен миниатюрный металлический макет одной из его башен дворца (так пишут в сети), мне этот макет не показался похожим.
На снимке, скульптуры видны на фоне Хлебного дома. Надо сказать, что такой снимок сделать не просто. Почему-то все время кто-то хочеть запечатлеть себя вместе с выдающемися архитекторами.
Фигурный мост, возведенный Василием Баженовым в 1776 г. является одним из самых красивых сооружений Царицынского парка. Это самая первая постройка в усадьбе. Считается, что название «Фигурный» было дано самим Баженовым, тем самым он хотел подчеркнуть нарядность своей первой царицынской постройки. Однако, в в записке к докладу Екатерине II Баженов называет его «мост на приезде с плотины».
Фигурный мост можно увидеть на гербе Южного административного округа.
Мост очень популярен среди посетителей и является одним из любимых объектов для фотографирования собственно моста и себя на его фоне.
Популярен мост также и среди художников, особенно начинающих.
После посещения «Дворцового комплекса», если останется время, очень рекомендуется посетить прекрасный
Царицынский пейзажный парк, расположенный непосредственно за
Дворцовым комплексом.
Царицынский пейзажный парк