Храм Покрова расположен в районе "Южное Медведково" Северо-Восточного округа Москвы и входит в зеленую парковую зону в пойме р. Яузы, так называемый
Парк Яуза.
Храм Покрова на карте
Храм Покрова на общей карте Москвы
Адрес: Заповедная ул., 52
Телефон: 186-86-47
Проезд:
м. Свиблово, авт. 61,71,628, ост. "Ул. Заповедная",
м. "Бабушкинская", авт. 605, 181, 174, ост. "Полярная ул."
м."Отрадное", авт. 628 ост. "Спорткомплекс Медведково"
Церковь Покрова в Медведкове один из немногих каменный шатровый храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как "не соответствующих византийскому чину". Заодно неистовый патриарх запретил строительство и шлемовидных куполов на них, заменив их "луковичными" главками.
Где-то читал, что храм Покрова в Медведкове - вторая по высоте, после церкови "Вознесения Господня" в Коломенском шатровая церковь Москвы. Т.е. получается, что она выше "Василия Блаженного". Ну что-ж, вполе может быть.
Этот храм, в отличии от большинства других московских храмов имел сравнительно счастливую судьбу. После революции он не только не был разрушен или превращен в склад, мастерскую, клуб или даже музей. Он остался действующим и даже в начале 70-х г. был отреставрирован. Более того, после реставрации, установили подсветку купола и он сиял в ночи во всей своей красоте далеко вокруг.
Конечно, это во многом благодаря табличке, установленной на церкви стараниями безымянных охранителей русской истории и культуры.
Правда после массовой застройки этой местности, это "далеко" стало весьма относительным и вообще храм потерял большую часть своего величия - так оригинальное зданьице среди многих. Ну и церковники внесли свою лепту - построили рядом непропорционально большую трапезную.
И только с высокого противоположного берега р. Яузы (со стороны Тенистого проезда) храм возвышается во всей своей величественной красоте, как было столетия назад. Да и то, если буйная растительность парка не заслоняет его нижнюю часть.
Храм ночью
Колокольня
Этот большой мраморный крест стоит во дворе церкви. В Интернете его происхождение описывается так:
Трудами архим. Сергия (Савельева), многие годы являвшегося настоятелем храма, была сделана надпись «Крест — победа над смертью» на большом безымянном мраморном кресте, найденном среди остатков медведковского кладбища, после чего крест был водружен перед церковью.
Могу добавить некоторую информацию. Где-то в начале 50-х годов (естественно прошлого века), мальчишкой я бегал на это кладбище и видел этот крест. Он стоял в глубине кладбища и на нем была медная табличка (там где сейчас распятие) и на ней написано в старом стиле типа
"Здесь покоится тело раба божья .... купца II гильдии ... ", имени конечно не помню. Меня тогда удивило - всего-то 2-й гильдии купец, а крест как у императора. А вот был ли он поврежден (это видно на снимке, слева от распятия) не помню, не отложилось.
И непонятна фраза
"среди остатков медведковского кладбища" - оно, как и церковь, всегда было действующим.
Ураа!!! Наконец нашел в Интернете, комментарий к старой фотографии храма:
Если приглядеться, слева от церкви видна светлая каменная плита с обелиском – это могила Николая Рихтера, общественного деятеля и местного помещика. Позднее каменный крест с нее установили на площади перед храмом.
Юрий СТАРОДУБОВ
Коротко о
Покрове Пресвятой Богородицы.
В 910 году во
Влахернском храме, что в пригороде Константинополя некие юродивый Андрей и Епифаний созрецали дивное видение - идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых (Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов).
Димитрий Ростовский сообщает следующие подробности о чудесном видении:
"Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там."
Не могу не рассказать эпизода из собственной жизни, связанного с этим храмом. Где-то в начале 60-х годов наблюдал я на Пасху крестный ход, конечно вокруг церкви - выходить за пределы церковной ограды власти запрещали.
Служил маленький, старенький священник. Весь он был какой-то ветхий, жалкий и толпа молящихся была соответствующая. И вот прошли они вокруг церкви до входа, а вход тогда был сбоку, справа и было там высокое крыльцо (сейчас его уже нет). Он взошел на это крыльцо, обернулся к толпе, поднял руку с крестом и, как мне показалось, громовым голосом воскликнул: "Христос Воскрес !!!" И как будто вырос, и столько было в его голосе мощи, а глаза и вся фигура как будто говорили: "Со мной правда!". Люди внизу как бы подалась к крыльцу и как один: "Христос Воскрес !!!" И так три раза. Это уже была не жалкая толпа, а люди сплоченные верой.
Но самое удивительное, что у меня, совершенно неверующего человека, вдруг на секунду мелькнула мысль: "хочу быть с ними", вот такое воздействие имел этот священник. Главное, его глаза, в них был не безумный фанатизм, а ВЕРА.
Вот сейчас, смотришь на хитренькие глазки наших иерархов, какая там вера - нахрапистость.
Уже в начале 90-х, аккурат на Пасху рассказал я все это в семье. И 12-ти летняя дочь загорелась: - "Пойдем". Лучше бы не ходили. Ну, во-первых церковная калитка закрыта - пускали только избранных. Вокруг толпа, много молодых и половина пьяные. Мат-перемат. Повернулись и ушли. Вот вам и новые времена.