Конечно, главной и наиболее попуярной частью царицынского парка является его
Дворцовый комплекс, на который посетители попатают после выхода из
метро «Царицыно». Этим обычно удовлетворяются гости столицы, у которых отведено на посещение усадьбы один день. Однако, не менее а может и более (кому как) впечатляет посещение пейзажного парка, который простирается за Дворцовым комплексом. Это довольно большой лесной массив, расположенный вдоль линии прудов и дальше вглубь.
Царицынский пейзажный парк был заложен и обустроен Василием Баженовым и садовыми мастерами из Англии. После неприятия парка императрицей Екатериной II, весь комплекс постепенно приходил в упадок.
В 2005-2007 годах была проведена полная реконструкция парка. Помимо восстановления оригинальных пейзажных видов и сооружений, в парке установили множество скульптурных украшений, в том числе несколько гротов. В парке появились беседки и павильоны.
Таким образом, в настоящее время пейзажный парк представляет собой сочетание старинной и современной (под старину) парковой архитектуры.
Башня - «Руина»
Как пишут, «Руина» - "одно из самых романтичных сооружений Царицынского парка". Действительно, кроме романтики, никакого практического смысла она не имела. Сооружение построенное из "дикого камня" имитирует некую древнюю развалину.
В те поры русские живописцы после обязательной поездки в Италию, писали картины с изображением развалин какого-нибудь замка или крепости среди дикого леса. Ну, в Италии таких развалин как грязи, а в России шиш. Вот русские аристократы таким образом и "делали романтично".
Однако в советское время башне нашли практическое применение - на ней альпинисты тренировались в скалолазании. Навешивали страховки и вверх. Говорят что и на других зданиях (они в те времена представляли собой настоящую руину) тоже, но я был только на этой башне. Лестницы тогда не было и поднимались по камням - довольно страшно.
Вид с башни; она стоит на склоне оврага, поэтому кажется так высоко.
Павильон «Нерастанкино» – Храм меланхолии. Павильон построен в 1803 -1804 гг. по проекту Ивана Еготова в стиле классицизма. Павильон предназначался для спокойного отдыха. Главным удовольствием от пребывания в этом уединенном уголке должно было стать созерцание видовой перспективы, открывающейся на пруд и небольшой остров с каменной аркой, получившей название «Русалкины ворота» («Жилище русалок»).
Литератор начала XIX в. Шаликов назвал павильон «храмом меланхолии», такое у него (литератора) было настроение. А почему он назван «Нерастанкино» непонятно. Может быть от "не расстанусь", так здесь хорошо. В усадьбе «Царицыно» много необъяснимых названий.
Русалкины ворота
Увидев эту арку на острове Верхнего Царицынского пруда, подумал сначала что это бетонное сооружение, часть каких-то незаконченных строительных работ. Ан нет. Это строение поставлено в 1804 г. и имеет поэтическое название - "Русалкины ворота". И не бетонное оно вовсе, а из кирпича и оштукатурено. Однако совершенно выпадает из общего архитектурного стиля усадьбы. Ранее арка была перекинута через протоку, разделявшую остров на две части и гости парка проплывали под аркой на лодках.. Сейчас этой протоки не видно.
«Храм Цереры» («Золотой сноп») — изящная беседка на южной границе парка, на вершине холма, с которого открывается живописный вид на поля. Купол венчает сноп позолоченных колосьев, в центре ротонды первоначально была установлена статуя древнеримской богини плодородия Цереры, благодаря которой беседка получила название. В 2019 году статую демонтировали из-за сильного износа. Ведется работа по созданию новой скульптуры.
Вот этот самый "живописный вид на поля".
Павильон «Миловида», одна из ранних построек Царицынского парка. Первоначально на кровле находились три статуи, четыре бюста и две вазы, у входа - изображения дельфинов и сфинксов. С 1880-х годов он был приспособлен под «чайный домик».
К началу XX века павильон утратил скульптурное убранство. В 1992 году был сильно поврежден пожаром Павильон отреставрирован в 2006 -2007 годах.
Обычно в аристократических парках-усадьбах устанавливали статуи греческих богов (преимущественно богинь). Этих богов было бесчисленное множество, и вид они имели приятный и победительный - прекрасное украшение. По историческим описаниям, царицынский парк также был украшен несколькими каменными статуями. Однако, не одна из них не сохранилась.
При реконструкции парка в 2006-2007 гг, было решено возродить старую традицию. В разных уголках парка появились несколько статуй, выполненных скульптором
Александром Бургановым.
Скульптура Флоры
Богиня Дриада
Флора — богиня цветов, расцвета, весны. Дриада — лесная нимфа, покровительница деревьев.
Гротесковые мосты
Арочные однопролетные мосты в южной части Царицынского парка соединяют склоны древнего сухого оврага. Располагаются между павильонами «Нерастанкино» и «Храм Цереры».

Откуда такое странное название? Слово "гротеск" у нас обычно означает карикатурное, смешное. Однако, в изобразительном искусстве (фр. grotesque, итал. grottesco — причудливый, затейливый, от итал. grotta — пещера). Отсюда и такое название. В те времена аристократия, для которой собственно этот тарк предназначался, больше общалась на французском, поэтому для них это название не резало ухо.
На берегу Верхнего Царицынского пруда расположен
мостик Лемешева, с которого открывается обзор на Верхний Царицынский пруд и остров с аркой-руиной, также известной как «Русалкины ворота». Ранее находился здесь находился деревянный мостик, на котором в 1940 году снимали эпизод из фильма
«Музыкальная история» и здесь известный артист
Сергей Лемешев пел, признаваясь девушке в любви.
Вот этот кадр. Они останавливаются на мосту и герой Лемешева поет героине Целиковской чудесную песню (заметим, чудесным голосом). Внизу лодки с отдыхающими, они аплодируют и влюбленные в смущении убегают. Сам мост находится в кадре несколько секунд.
Через эти ворота проходим к Оперному дому, одному из красивейших сооружений царицынского парка. За ним, в глубине, видны Фигурные (Виноградные) ворота.
Оперный дом (Средний дворец) — одно из самых красивых строений в парке. Он предназначается непосредственно для Екатерины II для небольших официальных приемов. Баженов так описывал его месторасположение: «Дворец против боку садового, где малая калитка в Перспективную аллею на новый мост… близ Полуциркульной горы и дворца». Название «Оперный дом» он получил гораздо поэже (в 1812–1816 гг.), когда его планировали использовать для проведения спектаклей и увеселений. Но. то же не сошлось. К настоящему времени дворец отреставрирован и используется для проведения различного рода выставок.
Белокаменный декор Среднего дворца. Двуглавый орел означает что дворец предназначен для государственных приемов, а восьмиконечные звезды - дань масонским увлечениям архитектора.
Фигурные (Виноградные) ворота построены в 1777–1778 годах по проекту В. Баженова. Они обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. «Фигурными» их называал сам Баженов («ворота прекрасной фигуры», а название — «Виноградные» — появляется в середине ХХ века из-за напоминающего виноградную кисть белокаменного декора в проеме арки.
Верхний Царицынский пруд считается самым красивым в каскаде прудов парка. Его площадь около 11 гектаров, максимальная глубина до 2 метров; пруд образован запруживанием речек Городни, Язвенки и Черепишки.

На пруду возведено несколько искусственных островов, в основном для красоты. Один из них изображен на фото. Слева от острова видны очертания причала со сфинксами, еще одна достопримечательность парка.
Причал со сфинксами. Когда-то, в стародавние времена, на этой пристани дамы и кавалеры саддились в лодки и отправлялись в плавание по каскаду прудов. Интересно, гребцами были сами кавалеры или все-таки слуги?
Причал был воссоздан в ходе реставрации Царицынского парка, в 2006–2007 годах. Скульптуры созданы московским мастером А. А. Пироговым.
Конечно, павильоны и скульптуры, все это прекрасно, однако в парке можно просто погулять по его живописным аллеям, отдохнуть на лавочках, поиграть в шахматы.
Дворцовый комплекс Царицынского парка