Спас Нерукотворный
Это одна из древнейших обителей Москвы — мужской
Спасо-Андроников монастырь (бывший), а теперь исторический музей. В зданиях Спасо-Андроникова монастыря расположен Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени
Андрея Рублева. Предполагают, что самый знаменитый художник Древней Руси был иноком этого монастыря, провел здесь последние годы жизни, умер и был похоронен. Однако точно это неизвестно.
Исследователи сходятся во мнении, что основателем его был
митрополит Московский Алексий. По преданию, в августе 1360 года митрополит возвращался в Москву из Константинополя и попал в ужасную бурю на Черном море. Чудом спасшийся от разгула стихии, Алексий дал обет основать обитель во имя
Спаса Нерукотворного — эту икону он привез из Царьграда.
Сергий Радонежский, по настоятельной просьбе митрополита Алексия, отпустил своего любимого ученика
Андроника, чтобы тот стал игуменом новой обители. Позже, когда Андроник был причислен к лику святых, монастырь получил название
Спасо-Андроников.
За время своего существования монастырь пережил многочисленные разорения: от татаро-монголов, поляков, французов и конечно же от большевиков - в этом, последнем случае монастырь был на грани полного уничтожения. Но сохранился, хотя и не без потерь.
Как парк, он конечно "не очень". Деревьев не много (это видно на космическом снимке) - где-нибудь на окраине Москвы деревьев больше между домами. Да и лавочек, на которых можно отдохнуть, немного. И, конечно, никаких аттракционов и закусочных - сюда приходят не за этим.
Спасо-Андроников монастырь на карте
Посмотреть на интерактивной карте
Как доехать до Спасо-Андроникова монастыря (музея Рублева):
Лучше всего - пешком от ст. метро
Площадь Ильича (Калининская линия) - 700 м
Для ленивых:
ст. метро Площадь Ильича, Автобусы: 125К, 40, М10, Т67, до ост. "Андроньевская пл." (1 ост.)
Вид Спасо-Андроникова монастыря с правого берега Яузы.
В небольшом скверике перед воротами монастыря стоит
Памятник Андрею Рублеву (скульптор О.Комов).
Правда, изображение самого Рублева здесь весьма условно, так как история не сохранила описания внешности этого замечательного живописца Древней Руси.
Иконописец Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря, здесь он черпал приют и художественное вдохновение для своего творчества. Спустя века, имя Андрея Рублева стало одним из символов русской национальной культуры.
Он принимал участие в создании настенных фресок монастыря, здесь же в монастыре был погребен.
На территории монастыря установлена памятная плита.
Сей знак установлен в память преподобного Андрея Рублева великого русского иконописца погребенного в Спасо-Андрониковом монастыре.
Такая надпись выбита на одной стороне памятника, на другой - из жития Сергия Радонежского.
Не путать этот знак с надгробием, местонахождение могилы Андрея Рублева неизвестно.
Входные ворота Андроникова монастыря.
Сразу после входа в ворота открывается вид на два главных собора монастыря.
Древний
Спасский собор (на переднем плане) и более молодой собор
Михаила Архангела. Такой кадр, с двумя соборами присутствует почти во всех сайтах с описанием монастыря - уж больно красив.
Однако следует иметь ввиду, что здесь, за счет разницы в расстоянии, неверно представлена их величина: собор Михаила Архангела значительно выше Спасского собора, который совсем маленький.
Центральным сооружением Спасо-Андроникова монастыря является
Спасский собор, являющийся самым значительным и ярким произведением раннемосковской школы зодчества. Полное его имя - собор Спаса Нерукотворного. Дата постройки: 1420-27 гг.
Предполагается, что сразу после постройки Спасский собор расписал
Андрей Рублев. Предполагают, что вместе с
Даниилом Черным.
Спасский собор
Образ Спаса Нерукотворного
К сожалению, Спасский собор серьезно пострадал во время пожара в 1812 году. Пламя пожара, охватившero собор, было такой силы, что от жара рухнула глава храма. После пожара соброр был перестроен. В середине XIX века к собору были пристроены два боковых придела. Лишь в начале 1960-х годов собору вернули его первоначальный облик. Недавно Спасский собор был заново отреставрирован.
Собор Михаила Архангела
Белокаменная
церковь Михаила Архангела, построена в 1694 году. Своими формами она выпадает из ряда православных церквей, да и вообще христианских соборов. Отдаленно она напоминает, не к ночи будь помянутым, Дворец Советов. Но мне она представляется юной кокетливой барышней в белом платье, по моде того времени.
Евдокия Лопухина
Однако история ее создания навевает печальные мысли. Церковь эту строила
царица Евдокия Лопухина (1669 — 1731) , первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение сына,
царевича Алексея. Радостная мать, горя желанием возблагодарить Пресвятую Богородицу, поспешила пожертвовать средства на сооружение церкви в память об этом событии — недаром один из ее престолов освящен во имя Св. Алексия. Если бы она знала, какая судьба ждет ее и ее сына...
Почему Богородица была так жестока к этой, может быть не очень умной, но вполне безобидной женщине ? Ее первенец, царевич Алексей погиб в пыточном застенке, загубленный собственным отцом. А она сама была насильно пострижена в монахини и провела оставшуюся жизнь под именем старицы Елены, оплакивая своего сына и свою судьбу.
Вообще-то, во времена Петра, Богородица была жестока не только к Евдокии, но и ко всему народу. Ну и для царицы не сделала исключения.
Эта табличка на соборе Михаила Архангела (на левом снимке, она за крестом) повергла меня в некоторое недоумение. Именно, фраза: "последняя русская царица". Это в каком смысле? Если в том смысле, что все следующие именовались императрицами, то это только в официальных бумагах, а в народе их до 17-го года называли царями и царицами.
Если по этническому (национальному) признаку, что сразу приходит на ум, то куда мы денем Анну Иоановну?
Сравним:
Лопухина Евдокия Федоровна (1670 — 1731 гг.)
Анна Иоанновна (1693 — 1740), вторая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) от царицы Прасковьи Фёдоровны (Салтыковой).
Думается мне, что авторы таблички имели ввиду второй вариант, а Анну Иоановну посчитали за немку - ведь она приехала на трон из Курляндии. Да и немца Бирона с собой привезла.
Может быть это сохранившиеся колокола с взорваной колокольни ?
Соборы монастыря вдохновляют многих художников.
Цветы для хорошего настроения, не все же поститься и молиться.
И вот снег на голову.
В январе 2019 года РПЦ обратилась к Росимуществу с просьбой передать ей объекты по адресу Андроньевская площадь, 10 и 11: сохранившиеся части стен и башен, здание бывшего духовного училища, настоятельские палаты, Спасский собор, братский корпус, трапезную палату, церковь Михаила Архангела и усыпальницу бояр Лопухиных. Все эти здания ранее принадлежали Андроникову монастырю. Также патриархия создала «движение за возрождение Спасо-Андроникова монастыря»