Эта скульптурная композиция — дар известного скульптора Михаила Шемякина городу Москве. Наверное, это самое противоречивое скульптурное произведение в городе.
В скульптурной композиции изображено тринадцать людских пороков в виде жутковатых бронзовых фигур, расположенных полукругом, и стоящих в его центре детей с завязанными глазами. Некоторые фигуры тянут к детям свои руки, как бы зовут их к себе. А дети ничего не видят с повязками на глазах, ориентируются на слух, поэтому могут легко соблазниться уговорам фигур-пороков.
Композиция, выполненная в жестком стиле гротеска напоминающим картины Иеронима Босха, а потому мало кого оставляет равнодушным.
Вот, что говорит сам автор памятника.
М.М.Шемякин: "Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: «Дети - наше будущее!» Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома.
Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России."
Наибольшие споры в свое время развернулись вокруг места установки «подарка городу». Представители возмущенной общественности протестовали против «памятника человеческим порокам» в самом центре недалеко от Кремля. Такого же мнения придерживалась специальная комиссия при Мосгордуме.
Однако мэр Лужков принял волевое решение, и скульптура установлена там, где стоит сегодня.
На этом фрагменте: «Равнодушие», «Пропаганда насилия», «Садизм». И если первая и третья фигуры имеют вполне ожидаемый вид, то «Пропаганда насилия» поначалу вызывает некоторое недоумение.
Казалось бы это должен был быть этакий уродливый "Рэмбо" с накаченными мышцами и страшной физиономией. Здесь же, вполне "безобидный" господин клоунского вида, как бы говорящий: "- ничего страшного, если дети поиграют игрушкой - натуральной или компьютерной, где надо "мочить" всех без разбора".
«Для беспамятных», «Эксплуатация детского труда», «Нищета» и «Война».
no comments
Как уже упоминалось, это повидимому, самое противоречивое скульптурное произведение в городе.
Отзывы - от восторженных, до категоричного неприятия.
Вот, несколько примеров:
"Класс, очень хорошо все и доходчиво да еще и в такой форме".
"Впечатляющая композиция. Очень тонкое художественное решение".
А вот, иные мнения:
"Ужас то какой!"
"Кошмарный монумент. идея как всегда хороша, а реализация просто ужас".
Доктор психологических наук В. Абраменкова разглядела в памятнике посягательства ЦРУ на нашу культуру, скрытое масонство и попытки разложить православную мораль. И как вывод - "Надо требовать, чтобы «памятник порокам» был убран с Русской земли".
Дама не поняла, что памятник предназначен не для детей, а для взрослых.
Известно - вера заменяет мозги. Повидимому, доктор психологических наук из тех, что называют "православнутыми".
Интересующиеся могут прочитать интервью дпн полностью, естественно на православном сайте.
А, вот иной взгляд:
"... место подобрано очень удачно: на площади, куда для традиционного фотографирования в день бракосочетания приезжают свадебные кортежи. Далее, прогуливаясь вдоль ухоженных газонов, в восточной части площади молодожены видят весьма поучительную композицию, предостерегающую, от каких социальных язв им предстоит оберегать свое потомство".
Мое личное мнение о памятнике: первое впечатление ошеломительное - что за уроды. Присмотревшись понял, а ведь все "по делу". Фигуры уродливы, а как еще должны выглядеть пороки ? Или, на тех же христианских картинах, служители ада изображаются милашками (это я для доктора психологических) ?
Коротко от жизненном и творческом пути автора.
Шемякин, Михаил Михайлович родился 4 мая 1943 года в Москве.
Его творческий путь начался в 1957 году, когда он стал студентом Средней художественной школы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Обучение продолжалось до 1961 года, однако в этом же году Шемякин был вынужден покинуть учебное заведение.
Параллельно с получением образования молодой художник осваивал различные профессии. С 1959 по 1971 год он трудился на разных работах — был почтальоном, вахтёром, а также пять лет проработал такелажником в знаменитом Эрмитаже.
Творческий дебют художника состоялся в 1962 году — его первая выставка прошла в помещении редакции журнала «Звезда».
Значительным этапом в карьере стало создание в 1967 году художественной группы «Петербург». В соавторстве с философом Владимиром Ивановым Шемякин разработал теорию метафизического синтетизма, направленную на исследование новых форм иконописи через призму религиозного искусства различных эпох и культур. В этот период художник также провёл два года в качестве послушника в Псково-Печерском монастыре под руководством архимандрита Алипия (Воронова).
В 1971 году обстоятельства вынудили художника покинуть СССР. После серии инцидентов, включавших аресты выставок, конфискацию работ и принудительное лечение в психиатрических учреждениях, Шемякину пришлось эмигрировать во Францию. По словам самого художника, давление на него оказывалось преимущественно со стороны Союза художников СССР, а не КГБ.
Видно, что личность бунтарская, экспрессивная, ну и произведения у него соответствующие.
Вот еще несколько работ скульптора Шемякина.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости
К этому памятнику такое же неоднозначное отношение как и к предыдущему. С одной стороны кажется, что он выполнен в такой же гротескной манере. Однако, именно эта скульптура наиболее точно выражает внешность императора. В работе над монументом использовалась посмертная маска Петра I, исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году.
Известно, что Петр обладал весьма непропорциональной фигурой (некоторые даже называли ее уродливой) - при росте 201 см. имел сравнительно маленькую голову, узкие плечи и примерно 38 размер ступни.
Однако, скульптор не отступил от своей творческой манеры и еще больше увеличил эту диспропорцию. Заметим, что художники и скульпторы работавшие (и работающие) над изображениями Петра тоже не придерживались реализма, приукрашивая и лицо и фигуру.
Царская прогулка
Бронзовая композиция открыта в Стрельне, на берегу Финского залива, в дни празднования 300-летия Петербурга 28 мая 2003 г. . Здесь помещены изваяния Петра I и Екатерины I в окружении различных символических "царских" атрибутов: карлика, борзых собак, трона и пушки.
Памятник Высоцкому в Самаре.
Памятник был открыт 25 января 2008 года в 70-летнюю годовщину со дня рождения Высоцкого.
Владимира Высоцкого и Михаила Шемякина связывала тесная личная и творческая дружба. Наверное поэтому автор не стал работать в своем обычном гротескном стиле. Фигуры Высоцкого и Марины Влади выполнены вполне реалистично.