Здесь представлено описание старого сада «Эрмитаж» на Божедомке. Сада, который уже давно не существует и чье имя теперь носит совсем другой сад. Именно его описал Вл. Гиляровский всвоей знаменитой книге «Москва и москвичи»
Из воспоминаний П.И Богатырева «Московская старина»
Летние увеселения москвичей в то время состояли из
сада «Эрмитаж» на Божедомке, «Эльдорадо» в Сущеве и сада Сакса в Петровском парке. Открывались и еще сады: так, в Сокольниках сад Брауна и на Щипке сад Мартыновой, последний быстро закрылся.
Начну с знаменитого «Эрмитажа» господина Мореля.Сад этот был очень популярен в Москве. Он был очень поместителен, с большим прудом и с разными вычурными беседками и киосками, с прекрасными цветниками. На большой эстраде играл лучший тогда в Европе оркестр Гунгля и пел хор цыган. На другой эстраде, скорее павильоне, одно время показывалась знаменитая
Юлия Пастрана — человек-обезьяна. Это была женщина с лицом негра, с большой жесткой черной бородой, с выдававшимися вперед скулами, с большими губами; все лицо ее было покрыто волосами. Несмотря на свое безобразное лицо, она была не лишена некоторой грации, которую и проявляла в танцах. Ее портреты расходились в сотнях тысяч экземпляров. Вследствие этого она сделалась весьма популярна среди москвичей.
Про нее много говорилось всякого вздора: будто она дочь обезьяны и женщины, будто эта женщина была похищена обезьяной. Другие уверяли, что борода приклеенная, и.т.д. Она делала Морелю больши сборы и пробыла здесь долго.
Потом появился здесь одноногий танцор Динато, он выделывал какие-то замысловатые для одноногого прыжки.
Но больше всего наделал шума "герой Ниагары" —
Блонден, канатоходец. Он, говорили канату перешел знаменитый водопад Ниагару. Здесь он ходил через пруд на туго натянутом канате на высоте 120 футов. Блонден носил на себе человека, брал стол и стул, устанавливал их на канате и завтракал там, ходил с завязанными глазами, надевал на ноги корзинки и с ними бесстрашно ходил по канату.
«Эрмитаж» Лентовского
В день первого его выхода сад «Эрмитаж» был окружен такой массой народа, которую мне приходилось видеть разве только в дни коронационных торжеств. 3релище действительно было невиданное. Обыкновенно на канатах ходили на высоте трех-четырех аршин, а тут — угодно ли — на высоте семнадцати саженей, да еще человека на себе понесет! Сад был битком набит публикой в воздухе гул стоял от людского говора. Наконец стемнело, и освещенный бенгальскими огнями появился на канате Блонден в костюме акробата и с шестом в руках. Гул мгновенно затих. Все взоры устремились на смельчака. Он на несколько секунд остановился, шагнул раз, шагнул два и смело пошел вперед, останавливаясь кое-где и раскачивая канат. Напряжение народа, возрастало с каждым его шагом. Пройдя до конца, он поклонился на все стороны, и рев громаднейшей толпы был ему ответом. Когда же он понес человека на спине, вся толпа замерла от ужаса, но «герой Ниагары» и тут оказался молодцом. Освещаемый со всех сторон разноцветными бенгальскими огнями, он казался каким-то волшебником. Долго об этом шел говор в народе, и имя Блондена было известно всем, даже и таким, которые и разговаривать-то об увеселениях считали грехом.
Из «Эрмитажа» летали шары то с домом, где воздухоплаватель изображал трубочиста, то с живой очель маленькой лошадкой, то с живым, тоже небольшим, медведем, взятым у нас с «травли».
Что касается оркестра Гунгля, то этот превосходный оркестр пользовался огромным успехом и привлекал массу публики. Цыгане тоже имели своих поклонников и увлекали их своим горячим, страстным пением.
Морель давал великолепные фейерверки и устраивал красивую иллюминацию. Сад всегда был полон публикой.
Потом сад «Эрмитаж» перешел, кажется, к госпоже Ханыковой и после разных неудачных антреприз после умершего Мореля попал в руки Лентовского, который и зашумел в нем во весь свой художнический размах. Он создал в нем превосходную оперетку, расширил садовую программу. Богатая Москва полюбила и сад, и талантливого антрепренера, и отводила там душу. Это было самое блестящее время «Эрмитажа».
После Лентовского сад этот был участками распродан или сдан в аренду под постройку домов, и от «Эрмитажа» осталось одно лишь воспоминание.
Последний, "лентовский" период в жизни сада лучше всего описан в книге Вл. Гиляровского «Москва и москвичи», рассказ «Маг и чародей».
Юлия Пастрана (1834—1860) — бородатая женщина.
Ребёнком найдена в лесах Сьерра-Мадре в Мексике, вдали от населённых мест. Как она там оказалась, неизвестно. В 50-х годах XIX века демонстрировалась в Европе, в том числе в 1858 году — в России. (Википедия)
Мексиканка Юлия Пастрана младенцем была найдена в 1834 году в лесах Сьерра-Мадре. Несмотря на нормальное телосложение, у нее было лицо, похожее на морду орангутанга, которую дополняла окладистая черная борода. Она имела колоссальный успех, выступая в цирке. И поговаривают, что ей было сделано 20 предложений руки и сердца. Умерла она в возрасте 26 лет при родах.
Вот как ее описывал современник: «Руки ее красивы, ноги стройны, но поражало лицо! Уши у нее огромные, глаза черные, быстрые и в очертании длинные и узкие. Лоб низкий и сплющенный, нос широкий и совершенно без хряща, волосы на голове, бороде и бакенбардах черные, как смоль, и вообще, все лицо покрыто ими». Вот еще одно описание: «Щеки, подбородок ее покрыты густыми волосами. Усы довольно редкие. На ушах - темные клочья волос. Затылок, грудь, руки также покрыты волосами».
Впрочем, Юлия не была умственно отсталой и могла неплохо поддерживать разговоры на любые темы, знала два языка. Она быстро освоила цирковое искусство. Впрочем, ей не надо было сильно стараться, чтобы вызвать эмоции у зевак. Номер был прост. Пастрана обходила по барьеру цирковую арену несколько раз, обольстительно улыбаясь зрителям, заговаривая с ними и посылая воздушные поцелуи галерке. Впоследствии она выучила несколько песен и даже танцевала. Впрочем, ее пение пугало зрителей странными горловыми звуками.
Проведя успешные гастроли в Германии и Англии, в 1858 году Пастрана прибыла в Москву. В газете "Ведомости московской городской полиции" было опубликовано следующее объявление: «В саду "Эрмитаж" в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину». (http://repin.info/)
Шарль Блонден (1824 - 1898) — знаменитый французский канатоходец.
Его настоящее имя было Жан-Франсуа Гравеле, но прославился он под именами Шарль Блонден, Жан-Франсуа Блонден, или, проще говоря, «Великий Блонден».
В 1855 году Блонден отправляется в США. Здесь он приобрел известность благодаря своей идее пересечь ущелье ниже Ниагарского водопада по канату длиной 1100 футов (335 м), туго натянутому на высоте 160 футов (50 м) над водой.
Данный трюк он выполнял несколько раз (впервые 30 июня 1859 года), причем всегда в разных вариациях: с завязанными глазами, в мешке, катил тачку, на ходулях, нес человека на плечах (это был его менеджер, Гарри Колкорд), усаживался на середине, готовил и ел омлет.
6 сентября 1873 года Блонден пересёк водохранилище Эдгбастон в Бирмингеме. В честь этого события в 1992 году недалеко от Лэйдивуд Мидлвэй был установлен скульптурный памятник. (Википедия)
Позже Блонден исполнил другие эффектные трюки. В 1875 году он прошел между двумя мачтами парохода Луна. Море было таким неспокойным, что он не раз садился. Во Флоренции Италии он ходил через реку Арно. Деньги от представления он отдал людям, болеющим от холеры. Блонден обладал невероятным чувством баланса. Он был спокойным и смелым. Больше всего он полагался на свое собственное чувство и успех. Его подвиги сильно волновали зрителей Европы и Америки, и сегодня всюду его помнят цирковые артисты как великого канатоходца, который когда-либо жил.